Государственно-частное партнерство

Государственно-частное партнерство (ГЧП) – один из способов развития общественной инфраструктуры, основанный на долгосрочном взаимодействии государства и бизнеса, при котором частная сторона участвует не только в проектировании, финансировании, строительстве или реконструкции объекта инфраструктуры, но и в его последующей эксплуатации (предоставление услуг на созданном объекте) и (или) техническом обслуживании.
Признаки ГЧП: 

1

Долгосрочный характер партнерства (для СГЧП не менее 3 лет)

В среднем по статистике КС в России заключаются на срок 13 лет. Долгосрочный характер проектов в сфере ГЧП следует из необходимости возврата частных инвестиций и комплексного характера таких проектов

2

Распределение рисков и ответственности между партнерами за счет привлечения частного инвестора не только к созданию объекта, но и к его последующей эксплуатации и (или) техническому обслуживанию

Риски в инфраструктурных проектах – это вероятные изменения показателей проекта, влияющие на доходы и расходы сторон по проекту. Распределение рисков – обязательное условие структурирования отношений частной и публичной сторон в проектах ГЧП, и наибольшая сложность при подготовке проекта ГЧП возникает как раз при поиске оптимального распределения рисков

3

Полное или частичное финансирование создания объекта общественной инфраструктуры частной стороной

Основным отличием ГЧП от государственного заказа является обязательное финансирование создания объекта частным партнером (концессионером), при этом публичный партнер (концедент) вправе компенсировать часть затрат, понесенных на создание объекта соглашения, а также осуществлять полное или частичное финансирование затрат, связанных с эксплуатацией и (или) техническим обслуживанием объекта соглашения


Сравнительная таблица основных положений Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ "О концессионных соглашениях" (КС) и Федерального закона от 13.07.2015 № 224-ФЗ "О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты "Российской Федерации" (СГПЧ)

Особенность

Федеральный закон № 115-ФЗ

Федеральный закон № 224-ФЗ

Перечень объектов

В отношении следующих объектов может быть заключено только КС (статья 4 Закона о КС):

· объекты тепло- и водоснабжения / водоотведения;

· федеральные, региональные и местные дороги;

· метрополитен;

· здания, строения и сооружения, предназначенные для складирования, хранения и ремонта имущества ВС РФ

В отношении следующих объектов может быть заключено только СГЧП (СМЧП) (статья 7 Закона о ГЧП):

· воздушные суда;

· стационарные и плавучие платформы, искусственные острова;

· подводные и подземные технические сооружения, переходы;

· линии и иные линейные объекты связи и коммуникации;

· мелиоративные системы;

· объекты промышленности;

· объекты охотничьей инфраструктуры;

· частные автомобильные дороги

Сферы преимущественного

использования

В отношении объектов, передача которых в частную собственность невозможна / нецелесообразна

 Например, коммунальная инфраструктура (теплосети), транспортная инфраструктура (государственные и муниципальные дороги, дорожная инфраструктура и др.)

В отношении объектов, передача которых в частную собственность возможна / целесообразна

 Например, социальная инфраструктура (физкультурно-оздоровительные комплексы, дошкольные образовательные учреждения, промышленность и др.)

Минимальный срок действия

соглашения

Нет

3 года

Возможность

передачи объекта

соглашения в залог

финансирующей

организации

Нет*

 

* Передача концессионером в залог объекта КС не допускается (ч. 6 ст. 3 Закона о КС). При этом права концессионера по концессионному соглашению могут использоваться в качестве способа обеспечения исполнения обязательств концессионера перед кредиторами (ч. 2 и ч. 4 ст. 5 Закона о КС)

Есть*

 

* Только при наличии прямого соглашения.

Запрет на изменение целевого

назначения

реконструируемого

объекта

Есть

 

Изменение целевого назначения реконструируемого объекта КС не допускается (ч. 5 ст. 3 Закона о КС)

Есть

 

Право собственности частного партнера на объект соглашения возникает при условии его обременения (выполнение частным партнером условий соглашения)

Обязательная эксплуатация

объекта соглашения

концессионером / частным

партнером

Есть

Нет

Существует возможность осуществления частным партнером технического обслуживания объекта соглашения (ремонта, содержания), без обязательств по эксплуатации (целевому использованию), то есть, оказания услуг потребителям (соответствующие обязанности могут оставаться за публичным партнером)

Возможность

частной инициативы

Есть*

 

* Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 31 марта 2015 г. № 300

Есть*

 

* Форма и требования к инициативному предложению утверждены постановлением Правительства РФ от 19 декабря 2015 г. № 1386

Оценка эффективности проекта и определения его

сравнительного преимущества

Нет*

 

* Минэкономразвития России в 2016 г. запланировано утверждение рекомендаций по проведению такой оценки (на первом этапе не будут носить обязательный характер). Вместе с тем согласование проекта будет по-прежнему проходить в рамках регламентных процедур с органами исполнительной власти, финансово-экономического блока

Есть*

 

* Порядок проведения такой оценки утвержден постановлением Правительства РФ от 30 декабря 2015 г. № 1514

Соответствующие изменения в Бюджетный кодекс

Российской Федерации

Есть*

 

* Появилась возможность осуществления бюджетных инвестиций в объекты капитального строительства в объекты государственной (муниципальной собственности) в соответствии с КС, а также возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункты 5, 6 статьи 78 БК РФ)

Есть*

 

* Появилась возможность предоставления субсидий по проектам ГЧП за сроком бюджетного планирования – более трех лет (пункт 6 статьи 78 БК РФ)

Заключение соглашения с зарубежным

юридическим лицом

Есть

Нет*

 

* Участие зарубежных инвесторов возможно через создание российских юридических лиц