Fitch присвоило Пермскому краю Российской Федерации рейтинг «BBB-», прогноз «Стабильный»

28 ноября 2016

Fitch Ratings-Лондон-24 ноября 2016 г. Fitch Ratings присвоило рейтинги Пермскому краю Российской Федерации: долгосрочные рейтинги дефолта эмитента («РДЭ») в иностранной и национальной валюте на уровне «BBB-» и краткосрочный рейтинг в иностранной валюте «F3». Кроме того, агентство присвоило региону национальный долгосрочный рейтинг «AA+(rus)». Прогноз по долгосрочным рейтингам – «Стабильный».

Рейтинги отражают низкий долг Пермского края, хорошие операционные показатели и развитую промышленную экономику с показателями благосостояния выше медианы в стране. В то же время указанные сильные стороны балансируются коротким профилем погашения долга, ухудшением экономической конъюнктуры в стране и слабой институциональной средой для российских субнациональных образований. Рейтинги региона находятся на одном уровне с суверенными («BBB-»/прогноз «Стабильный»/«F3»), но не сдерживаются ими.

КЛЮЧЕВЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ ФАКТОРЫ 
Рейтинги отражают следующие основные факторы и их относительный вес:

ВЫСОКИЙ ВЕС
Низкий прямой риск
Fitch ожидает, что прямой риск края (прямой долг плюс прочая задолженность по классификации агентства) останется на уровне менее 30% от текущих доходов в среднесрочной перспективе. В 2015 г. прямой риск был равен 20,3% и практически в равных долях состоял из краткосрочных банковских кредитов и субсидируемых кредитов из федерального бюджета. По оценкам агентства,  коэффициент обеспеченности долга (прямой риск к текущему балансу) составлял приблизительно 3-3,5 года в 2016-2018 гг. (2015 г.: 3 года), что несколько выше средневзвешенного срока погашения долга в 2 года. Пермский край рассматривает возможность проведения эмиссии долгосрочных внутренних облигаций в 2017 г. для финансирования конкретных инвестиционных проектов, что привело бы к удлинению профиля погашения долга и диверсификации источников финансирования.
Хотя в абсолютном выражении долг региона находится на низком уровне, потребности в рефинансировании сконцентрированы в 2016-2018 гг., когда необходимо выплатить 95% всего прямого риска. Это сглаживается значительной долей субсидируемых бюджетных кредитов в структуре долга, предоставленных под 0,1%. Погашение долга в объеме 3,7 млрд. руб. приходится на 2016 г., и покрывается доступными невыбранными банковскими кредитными линиями в размере 9,5 млрд. руб. 
Хорошие показатели исполнения бюджета
Агентство ожидает, что край продолжит демонстрировать стабильные операционные показатели, которые будут поддерживаться стабильным притоком налоговых поступлений и мерами по контролю над расходами.. Операционный баланс будет находиться на уровне около  8% от операционных доходов в среднесрочной перспективе (2015 г.: 7,2%), полностью покрывая потребности в обслуживании долга (выплаты процентов и основной суммы долга). Сдерживание роста капитальных расходов будет поддерживать дефицит до движения долга на умеренном уровне в 3%-4% от всех доходов в 2016-2018 гг. (2015 г.: 3,9%).

СРЕДНИЙ ВЕС
Промышленная экономика
Регион имеет развитую промышленную экономику с уклоном в сторону производства минеральных удобрений и нефтепереработки. Показатели социально-экономического развития края выше медианного уровня для российских регионов, и ВРП на душу населения был на 26% выше медианного уровня в 2014 г. В то же время общая концентрация по нескольким секторам промышленности (на 10 крупнейших налогоплательщиков приходилось около 35% налоговых доходов в 2015 г.) подвергает доходы региона влиянию экономического цикла. По предварительным оценкам, ВРП края сократился на 4,1% в 2015 г., следуя за спадом в национальной экономике: падение ВВП России составило 3,7%.
Слабая институциональная среда
Кредитоспособность региона сдерживается развивающимся характером институциональной среды для местных и региональных органов власти в России. Эта среда имеет короткую историю стабильного развития в сравнении со многими сопоставимыми международными эмитентами. Нестабильная межбюджетная система обуславливает более низкую прогнозируемость бюджетной политики местных и региональных органов власти и сказывается на способности региона по прогнозированию.
Рейтинги также учитывают следующие факторы:
Fitch оценивает риск, связанный с условными обязательствами Пермского края, как низкий. По состоянию на конец 2015 г. он в сумме составлял 0,8 млрд. руб., что ниже 1% от операционных доходов региона. Свыше 90% условного риска относится к обязательствам ОАО Пермский свинокомплекс, региональной компании по производству свинины, 100% в которой принадлежит краю. В 2015 г. его долг был в основном передан новому инвестору, который планирует получить контроль над компанией и начать ее финансовое оздаровление.
Как и в случае большинства российских субнациональных образований, бюджетная политика Пермского края в значительной мере зависит от решений федеральных властей, что обуславливает постоянное давление на операционные расходы. Налоговая политика края фокусируется на экономическом развитии за счет благоприятного режима налогообложения для бизнеса, инвестирующего в эклномику края. 

ФАКТОРЫ, КОТОРЫЕ МОГУТ ВЛИЯТЬ НА РЕЙТИНГИ В БУДУЩЕМ
Рейтинги Пермского края находятся на одном уровне с рейтингами Российской Федерации, поэтому в случае негативных изменений суверенных рейтингов аналогичные изменения коснутся рейтингов региона. Кроме того, рейтинги будут понижены, если произойдет продолжительное ухудшение бюджетных показателей при операционной марже ниже 5%.
Улучшение операционной маржи до 15% в сочетании с хорошими показателями долга при отношении прямого риска к текущему балансу ниже средневзвешенного срока погашения долга, может привести к повышению рейтингов, при условии, что будут повышены суверенные рейтинги.
Fitch применило ряд корректировок к официальной отчетности, чтобы сделать регион сопоставимым в международном плане для проведения анализа. Для Пермского края эти корректировки включают:
- Полученные трансферты капитального характера были реклассифицированы из операционных доходов в капитальные доходы.
- Проведенные трансферты капитального характера были реклассифицированы из операционных расходов в капитальные расходы.
- Товары и услуги капитального характера были реклассифицированы из операционных расходов в капитальные расходы.

Леонид Морозов отметил: «Министерство экономического развития Пермского края продолжает стремительно улучшать инвестиционный климат региона. Присвоение кредитного рейтинга позволит Пермскому краю выйти на глобальный рынок финансового капитала, а также будет способствовать построению долгосрочных и взаимовыгодных отношений с иностранными партнерами. Это большой успех для всего бизнеса региона!»

Заместитель председателя Правительства – министр промышленности, предпринимательства и торговли Пермского края Алексей Чибисов  заявил: "Получение Пермским краем столь высокого рейтинга является важным шагом на пути улучшения инвестиционного климата Пермского края, что позволит привлечь новые инвестиции и реализовать крупные инфраструктурные проекты. Рейтинг отражает низкий долг Пермского края, хорошие операционные показатели и развитую промышленную экономику. В этой связи хочу отметить эффективную работу министра экономического развития Пермского края Леонида Юрьевича Морозова по взаимодействию с рейтинговым агентством".

Дополнительная информация представлена на сайтах www.fitchratings.com и www.fitchratings.ru.

Перейти к списку новостей